Смута в Смутном времени!
30-01-2009 от Р.Х.

Игра с названием "Империя: Смутное время" не могла обойтись без подробной реализации самой Смуты, и в этой небольшой заметке мы расскажем, как именно эта фича сделана в проекте. Однако, прежде чем говорить об игровой реализации Смутного времени, надо сказать пару слов о том, что это был за период в реальной истории. Начнем с энциклопедической справки:

"Смутное время — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Феодор Иоаннович был неспособен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенческом возрасте. С убийством Дмитрия (1591) и смертью Федора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды — Юрьевы и Годуновы."

Таким образом, одним из ключевых фактором возникновения Смуты стало прекращение правящей династии. В сознании средневекового человека настолько прочно сидела идея "богоизбранности" законного правителя, получившего трон по наследству, что оказавшийся в 1598 г. царем Борис Годунов, который взошел на престол благодаря личным заслугам, таланту и благоприятному для него стечению обстоятельств, неминуемо был обречен на неудачу во внутренней политике, несмотря на все популистские меры. Голод 1601-1604 гг. стал лишь катализатором деструктивных процессов - распространившееся мнение, что неурожай и прочие бедствия есть ни что иное, как Божья кара за грехи Годунова, вступившего неправедным путем на престол, нанесло решающий удар по его авторитету как правителя. И что характерно, Смутное время в России закончилось с призванием на царствование новой правящей династии - Романовых.

Итак, для создания Смуты в игре мы оттолкнулись от сложности смены династии в обществе того времени. Правитель нашей державы может жениться и иметь наследников, которые после его смерти взойдут на престол - в этом случае никакой Смуты не будет, в момент смерти правителя его место займет старший сын, о чем игрока уведомят сообщением. Однако, если в государстве нарушена система престолонаследия (текущий правитель недееспособен - умер от старости, погиб в бою, был пленен врагом и казнен), и нет наследника, активируется ряд отрицательных модификаторов, снижающих лояльность и благополучие всех городов державы, лояльность персонажей и отношения со всеми другими державами (учитываются только те, с которыми уже поддерживались дипломатические сношения до Смуты). Все это вызывает со временем ряд восстаний в провинциях и бунтов персонажей, из которых особенно опасны полководцы - вышедшими из под контроля армиями они могут разорить страну до основания. В общем, как писал летописец:

"Но так как многие из вельмож оказались весьма несправедливыми, повсюду притесняли невинных, грабили и разоряли все, до чего могли добраться, и мало заботились об общей пользе, то следовало ожидать дурного конца; сверх того между ними были постоянные раздоры и смуты, которые нередко едва могли быть прекращаемы, поэтому многие страшились гибели всего государства."

Важным обстоятельством является тот факт, что только во время Смуты у всех персонажей с профессией Правитель в правой нижней панели (т.н. "панель приказов") активируется опция "Возвести на престол", однако игроку надо подходить к этой возможности максимально вдумчиво и осторожно, поскольку от опытности нового правителя напрямую зависит продолжительность Смуты. Если новый правитель превышает в своей профессии 15-й уровень, последствия будут минимальны; таким образом, смену монарха (а в некоторых исторических расстановках смена династии неизбежна) нужно готовить заранее.

На представленных ниже скриншотах вы видите земли Великого Княжества Литовского до начала Смуты и собственно вид игровой карты во время этого нелегкого периода, наполненного бунтами и сражениями внутри государства.




© 2008 ЗАО «1С». Все права защищены.
© 2008 «Lesta Studio». Все права защищены.